Вы здесь: Главная
Постинтернатное сопровождение – это оказание содействия в преодолении трудной жизненной ситуации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (граждане в возрасте от 18 до 23 лет), после завершения их пребывания в учреждениях для детей-сирот.
Задачами: содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав; повышение социального статуса выпускников государственных учреждений.
Проблемы социальной адаптации и успешной интеграции выпускников учреждений всегда существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.
В настоящее время решению проблемы сопровождения выпускников детских домов уделяется значительное внимание как на уровне государственной политики, так и в отдельных муниципальных образованиях с учетом региональной и местной специфики.
Под термином «сопровождение» следует понимать комплекс действий представителей государственных и общественных структур, направленных на социализацию выпускников.
Дети-сироты, которые проживают в учреждениях интернатного типа, сталкиваются со многими трудностями, среди которых проблемы с социальной адаптацией.
Одним из основных факторов, являющихся причиной дисгармонии личности и её психической дезадаптации, выступает депривация ребёнка на ранних этапах развития. Кроме этого, детям в раннем возрасте просто необходим тесный эмоциональный контакт со значимыми взрослыми. Нарушение же у детей-сирот механизмов эмоциональной привязанности приводит к разным болезням, отставанию в развитии. Более 50% детей-сирот имеют задержку психического развития, недоразвитие речи. Многие дети, подрастая, испытывают трудности в построении коммуникации с окружающими, что влечёт за собой проявление защитных форм поведения.
Воспитанникам детских домов очень трудно социализироваться за пределами учреждения, в котором они проживают. В первую очередь это обусловлено агрессивностью в их поведении, которая в свою очередь является следствием нарушений социально-психологической адаптации. Воспитание в детском доме само по себе часто приводит к получению ребенком серьезных психологических травм. Согласно исследованиям ученых, можно отметить, что развитие детей детских домах происходит в особом русле, специфика нахождения в интернатных учреждениях накладывает особые отпечатки на черты личности ребенка, его поведение, характер. Стрессы, через которые проходят дети, попавшие в детский дом, оказывают влияние на развитие и эмоционально-волевой сферы личности.
Воспитанников детских домов отличает односторонность, зависимость от поведения взрослого, ограниченность поведенческих мотиваций. Оказавшись в конфликтной ситуации, они не могут объективно смотреть на проблему, не способны владеть как своим настроением, так и поведением. Среди особенностей развития детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот отмечается также искажение собственного «Я», отсутствие в его жизни такого важного компонента, как целеполагание, формирование потребительской психологии.
Воспитанники детских домов не умеют жить в обществе самостоятельно. Искажённый процесс формирования самосознания приводит ребёнка к подражанию другим, поверхностности чувств, зачастую даже агрессивности. Желание самоутверждения приводит детей к отказу от подчинения нормам и правилам, таким образом, дети в детском доме пытаются демонстрировать свою самостоятельность.
Многие воспитанники детских домов и интернатов чувствуют себя ненужными, нелюбимыми детьми, они брошены в сложной ситуации, большинство из них запущены в социально – педагогическом плане. Эти дети не имеют чётких образцов полоролевого поведения, имитация семейной жизни в детском доме сильно отличается от реальности.
Отсутствие близкого контакта, родительской любви и заботы, семейного тепла формирует у детей такие качества как жестокость, равнодушие к окружающим, конфликтность в общении со сверстниками. Они привыкают к обособленности от людей, считают это нормальным явлением, поэтому зачастую не разделяют общественные устои. Дети из детских домов, обучаясь в обычной школе, часто обижают «домашних» детей, проявляют к ним агрессию. Постоянная необходимость адаптироваться к жизни с большим количеством сверстников вводит ребёнка в тревожное состояние, создаёт напряжённую обстановку, не позволяет комфортно ощущать себя. От недостатка родительской любви, при этом находясь в группе сверстников, дети в раннем возрасте вступают в сексуальные отношения. Среди воспитанников интернатов и детских домой часто распространены сексуальные отклонения.
Каждому человеку необходимо время и пространство, в котором он мог бы иногда побыть наедине с собой. В детских домах и интернатах такой возможности просто нет, ведь они постоянно находятся среди большого количества других детей. Кроме этого, дети, проживающие в детских домах и интернатах, как уже было отмечено выше, отличаются от «домашних» детей тем, что многие из них имеют задержку психического развития, зачастую это сопровождается хроническими заболеваниями детей. Те дети, которые остались без родителей в младенчестве, до детского дома попадают в дом малютки. Уже там, у детей развивается «явление госпитализма». В науке данным термином называют синдром патологии детского психического и личностного развития, который возникает в результате раннего отлучения ребенка от матери и нахождении в больничном учреждении. Дети, находящиеся в таких условиях, отличаются вялостью, апатией, повышенной сонливостью, они теряют в весе, не привязываются к взрослым. Со временем, взрослея, они остаются замкнутыми, у них слабо развивается речь, им трудно быть самостоятельными. В подростковом возрасте такие дети испытывают трудности в развитии собственного «Я», в планировании собственного времени, они не способны строить долговременные планы на будущее, они чувствуют себя ненужными и очень болезненно это переживают.
Трудностей, с которыми сталкиваются дети в детских домах и интернатах, безусловно, множество.
Специфика среды развития воспитанников детских домов отличается проблемами, в обобщённой форме среди которых в таблице выделены следующие:
Проблема |
Пояснение |
Формирование «МЫ» |
У детей в детских домах специфически формируется феномен «МЫ». У них возникает своеобразная идентификация друг с другом, при этом, они очень резко, зачастую, даже агрессивно реагируют на других людей, не относящихся к их ближайшему кругу. |
Отсутствие личного пространства |
Дети в детском доме находятся в постоянном контакте с другими детьми и педагогами, у них нет времени и места для уединения. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения, рефлексии приводит тревожности, раздражительности. |
Отсутствие самостоятельности |
Существует ошибочное мнение, что дети в детских домах более самостоятельны, ведь их много, а это значит, что они вынуждены сами заботиться о себе. Но это не совсем так, раньше других они учатся сами одеваться и заправлять кровати, но проживание в детском доме подразумевает существование утверждённого распорядка дня, питание в столовой, спланированного руководством досуга. Все это приводит к тому, что ребёнок не способен самостоятельно планировать своё время, контролировать свои действия. |
Отсутствие выбора |
Ребёнок в детском доме включен в группу без собственного участия в её выборе. |
Потребительское отношение |
Воспитанники детских домов находятся на постоянном государственном обеспечении, в связи с этим у них формируется потребительское отношение к жизни, они привыкли получать всё необходимое от государства, не прикладывая никаких усилий. У них отсутствует бережливое отношение к вещам, ответственность, они придерживаются позиции «нам должны». |
Изоляция от общества |
Дети в детских домах и интернатах психологически отделены от всего общества, поэтому зачастую они готовы нарушать общепринятые правила и законы, так как они относят себя к отдельной группе, психологически не включенной в общество в целом. |
Проблема общения |
В детском доме проживает много детей, поэтому воспитатели не всегда могут уделить достаточное время для каждого из них, также, дети постоянно находятся в кругу одной группы, что не даёт им возможность разнообразить общение. Кроме этого, не всегда ребёнок воспитывается только в одном учреждении, бывают случаи перехода из одного детского дома или интерната в другой, что ломает сложившиеся эмоциональные связи. |
Подверженность влиянию |
Повышенный уровень подверженности постороннему влиянию часто приводит детей в криминальную среду. |
Проблема трудоустройства |
Эта проблема зачастую оказывается причиной маргинализации детей-сирот. Трудовое воспитание в детском доме не является полноценным, дети очень хорошо знают, что их не могут заставлять работать, для этого в детском доме есть воспитательский и обслуживающий персонал, поэтому весь их труд заканчивается на заправленной кровати и редким дежурствам в столовой. Всё это приводит к тому, что воспитанники детских домой неспособны к трудовой деятельности. Даже если выпускники детских домов получают работу, как правило, они не задерживаются там долго. |
Таким образом, специфика жизни в детском доме или интернате создаёт специфичную ситуацию для формирования личности ребёнка.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют собой самую слабо защищённую социальную группу населения, требующую поддержки со стороны государства в разных областях.
Кто считается сиротой:
Сироты – это дети до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. Таким детям полагаются дополнительные льготы от государства — например, социальные пособия и пенсии.
ст. 1 ФЗ о дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот
Дополнительные льготы также предоставляются и детям, которые остались без попечения родителей. Вот по каким причинам это бывает:
Также льготы положены молодым людям 18—23 лет, если они потеряли родителей до совершеннолетия. Их называют лицами из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На дополнительные льготы от государства могут претендовать те, кто потерял единственного или обоих родителей в возрасте 18—23 лет, пока учился. Им положены не все льготы — только те, что касаются обучения.
Законодательная база:
Льготы детям-сиротам регулируют федеральные и региональные нормативные акты. Федеральные акты действуют по всей России, региональные — только в конкретном регионе.
Федеральные:
а именно часть 5 статьи 71 «Особые права при приеме на обучение по программамбакалавриата и программам специалитета».
Региональные акты в каждом регионе свои. Льготы сиротам могут быть установлены в социальном кодексе региона или отдельном нормативном акте специально для этой категории.
Основные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Преференции в области образования:
Льготы в области образования распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейч. 5, ч. 7 ст. 71 ФЗ об образовании в РФ.
Имеют право на следующие преференции:
ст. 6 ФЗ о дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот
Если ребенок потерял во время обучения единственного или обоих родителей, он имеет право перейти с платного обучения на бесплатное при наличии мест. Также его зачисляют на полное государственное обеспечение до конца обучения. Это значит, что государство будет обеспечивать его в течение всего обучения бесплатным питанием и проживанием, медпомощью, а также комплектом одежды, обуви, постельного белья и другими необходимыми предметами. Но только при условии, что ребенок учится по очной форме и за счет бюджета.
Бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте и один раз в год — к месту жительства и обратно к месту учебы.
Выплаты во время обучения:
Обеспечение жильём:
Прежде всего, необходимо отметить, что если у указанной категории граждан имеется закрепленное за ними жилье (на основании права собственности или права пользования), оно сохраняется за данными лицами на время их нахождения в соответствующих учреждениях.Если такого жилья не имеется, оно должно быть предоставлено, ст. 8 ФЗ о дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот.
Жилье предоставляют по договору найма специализированных жилых помещений. Он действует пять лет. Но его можно продлить еще на пять лет или переоформить на договор социального найма. Жилье по договору социального найма со временем можно приватизировать, сдать, обменять или продать.
Размер предоставляемого жилья зависит от установленных норм жилой площади в регионе.
Хотелось бы отметить, что правом на получение жилья обладают лица, не имеющие жилья (на праве собственности или пользования), а так же те, у кого такое жилье имеется, но проживание в нем невозможно. Статья 8 ФЗ-№159 определяет случаи, при которых проживание в квартире считается невозможным. Право на получение квартиры сохраняется и за лицами, которые относились к вышеперечисленным категориям граждан, но достигли возраста 23 лет – это право сохраняется до фактического обеспечения их жильем.
Полномочия по предоставлению с 2025 года выплат на приобретение благоустроенного жилого помещения возложено на Министерство социальной защиты Хабаровского края. За первичной консультацией по предоставлению выплаты граждане могут обратиться в детские дома, расположенные на территории края.
Пенсионные выплаты:
Сирота имеет право на трудовую (страховую) или социальную пенсию по потере кормильца, если единственный или оба родителя умерли, а ему нет 18 лет или 23 лет, если он учится очно ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Размер пенсии по потере кормильца рассчитывается по специальной формуле. Она зависит от трудового стажа родителей и региональной доплаты — ее платят, если социальная или страховая пенсия не дотягивает до прожиточного минимума пенсионера в регионе.
Процедура оформления. Пенсию по потере кормильца назначает и выплачивает Социальный, бывший Пенсионный, фонд России. Обращаться с заявлением и документами никуда не нужно: выплату назначают автоматически. Такой порядок действует с 01.01.2024. СФР получит сведения о смерти из органа загс и сам должен будет запустить процедуру назначения пенсии.
Господдержка в области медицины:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей дети и лица из их числа имеют право получать:
Трудоустройство:
Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителейищущие работу впервые и зарегистрированные в органах службы занятости в статусе безработных, имеют право получать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в конкретном субъекте.
Другие льготы:
Сироты имеют право на бесплатную юридическую помощь. Это может быть консультация юриста или помощь в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других правовых документов, а также представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях п.4 ,ч.1, ст. 20 ФЗ «О бесплатной юридической помощи».
За юридической помощью можно обратиться в юридическое бюро, к адвокату или нотариусу. Как именно найти такое бюро или нужного специалиста, подскажут в районном отделе социальной защиты или МФЦ.
Налоговых льгот у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нет.
Родители из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут воспользоваться своим правом и отдать ребенка в детский сад без очереди, оформить ребенку бесплатное питание в детском саду и школе и другие преимущества.
Все льготы предоставляют по заявлению и на основании подтверждающих документов.
В рамках проекта «Шьем для себя» направленного на обучение воспитанников и выпускников детского дома основам швейного мастерства, специалисты службы постинтернатного сопровождения выпускников провели занятие-практикум по изготовлению кухонного фартука.
Всем известно, что каждый ребенок хочет научиться готовить любимые блюда, и такой аксессуар, как фартук, просто не заменим на кухне. И пока он будет создавать вкуснейшие кулинарные шедевры, этот полезный и симпатичный аксессуар защитит его одежду от возможных загрязнений. А сшить его оказалось очень просто!
Для изготовления фартука мы использовали хлопчатобумажные ткани с узорами. Девочки учились не только кроить, шить, но и работать со швейными инструментами.
Иван Купала – древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. 6 июля в городском парке г. Амурска прошли народные гуляния, посвященные Солнцу и славянскому божеству Купале, в котором приняли активное участие наша выпускница Татьяна и специалисты службы постинтернатного сопровождения выпускников.
Праздник Иван Купала или Иванов день богат своими традициями, обрядами. Гости с поклонами и караваем встречали хозяина праздника – батюшку Купалу и матушку Кострому, желали друг другу добра, богатства, здоровья, плели венки, мастерили куколку-оберег, стали участниками обряда очищения огнем, прошли настоящую «зеленую баню», водили хороводы, играли в народные игры. Праздник продолжился дружным чаепитием из русского самовара.
В завершение фольклорного праздника гости праздника шумной гурьбой пошли на Амур, чтобы погадать на венках и потопить травяное чучело Ивана Купалы, чтобы все задуманные желания сбылись, а год был удачным.